full screen background image

Туристический рынок в России может стать более прозрачным

24

Zoom-конференция турагентов выявила полярность позиций по ключевым вопросам

Туристический рынок в России может стать более прозрачным

«Какие меры помогли бы турагентам стать более защищенными?» – так звучала тема дискуссии, развернувшейся 4 июня в рамках Zoom-конференции в профессиональной группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке. Учитывая период обнуления, который переживает отрасль, еще раньше представители розницы высказывались: надо предпринять всё возможное, чтобы укрепить свое положение, турагенты находятся на передовой работы с туристом, но условия партнерства с туроператорами ухудшаются, есть прецеденты разорительных судебных приговоров. Ситуация с коронавирусом выявила: добропорядочным агентствам пришлось сложнее, чем тем, кто работал «на коленке». Звучали предположения: если бы рынок вернулся к модели, когда турист пересылает деньги туроператору напрямую, а агент получает комиссию сразу после зачисления платежа, это освободило бы его от многих проблем.

С этой темы и начали конференцию 4 июня. Модератор Татьяна Дмитрова (медиахолдинг «БАНКО») обратила внимание: формат обсуждения – мозговой штурм, цель – структурировать предложения и тут же получить экспертизу отраслевого юриста Георгия Мохова («Персона Грата»). Если по итогу возникнут реальные выполнимые идеи, можно передать их в общественные организации и правительственные структуры. За диспутом наблюдали вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников и начальник отдела надзора и мониторинга в сфере туризма Минэкономразвития Ирина Сергеева.

Однако обсуждение не получилось таким лаконичным, как ожидали организаторы. Тема взаимозачетов туроператоров и турагентов стала камнем преткновения и показала, что у нее есть или яркие сторонники, или непримиримые оппоненты. Один из участников, Андрей Люфи (Aquarius), заявил аргументы против: те, кто считает, что прямой платеж туроператору от клиента остановит розничный рынок от скидок, ошибаются – такие агентства всё равно будут поступать так, как считают нужным: «В то же время туроператор может определить меньшую сумму вознаграждения, чем рассчитывал турагент. У нас разные калькуляторы!»

Как выяснилось, главная проблема, если оплата за услуги будет идти напрямую к поставщикам, минуя розничную компанию, – опасность банкротств туроператоров, в результате которых пропадут и деньги клиентов, и комиссионные вознаграждения розничных компаний. На этот аргумент опирался директор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Он выразил полное неприятие системы платежей от туристов поставщикам: «Операторопад может быть и во время пандемии». Алексан уверен: в той системе координат, которая сложилась и согласно которой турагент принимает платеж на свой расчетный счет, он может отслеживать и регулировать движение средств, к тому же повлиять на дисциплинированность туроператора. Не будь этого, произойдет потеря контроля над ситуацией.

Генеральный директор туроператора «Пантеон» Анатолий Гаркушин возразил: «Страховые компании давно работают по этой схеме. Она поможет обелить взаимоотношения “туроператор – турагент”, снимет лишнюю финансовую нагрузку с розницы». Эксперт отметил, что комиссию своим агентам будет выплачивать сразу.

В поддержку Анатолия Гаркушина высказался и Денис Петрушин (Poisk Travel): «Разве вы не заметили, что нас уже заменили? Агенты стали неинтересны туроператорам». Он призвал представителей договариваться с поставщиками, быть гибче, выбирать партнерские отношения.

Участники конференции обсудили и другие варианты перехода розничного рынка к более цивилизованному виду. Среди предложений звучали разные варианты повышения порога вхождения в бизнес. «Рынок сейчас перенасыщен агентами», – сказала исполнительный директор Альянса турагентств (АТА) Наталья Осипова. В том же ключе высказался вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников: «В России около 20 тысяч турагентств, это никуда не годится! Нужно готовиться к тому, что рынок будет сжиматься, компаний станет  меньше». Этот тезис не вызвал возражений.

Важный акцент сделал юрист Георгий Мохов: туроператорам и турагентам важно научиться договариваться между собой. Можно призвать регулятора к решению своих проблем, но это никогда ни к чему хорошему не приводило.

По окончании конференции ее участники договорились продолжить обмен идеями в группе «Трэвел Президиум», провести голосование и составленный список передать в рабочую группу при «Опоре России». А что вы думаете по поводу самого острого вопроса дискуссии? Примите участие в опросе!

Результаты

С точки зрения клиента, кому надежнее поручить деньги: туроператору или турагенту?

39.2%

Мне все равно, главное, чтобы деньги клиента никуда не пропали

30.2%

Турагенту, он более ответственен и у него меньше рисков разориться

26.5%

Туроператору – это крупная структура, имеющая финансовые гарантии

4.1%

Не знаю

Дата проведения:
05.06.2020 —
05.07.2020

Количество ответов: 1020

Все опросы




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Яндекс.Метрика